Е.А. Клюева , В.В. Гриднев , Е.Б. Жибурт
Ивановская областная станция переливания крови
Кафедра трансфузиологии и проблем переливания крови института усовершенствования врачей Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, г. Москва
Трансфузиология № 1, 2010
Бюджетным кодексом Российской Федерации определяются единые для бюджетной системы Российской Федерации разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. Выделяют 11 разделов, в том числе девятый раздел "Здравоохранение, физическая культура и спорт". В нем установлены семь подразделов по отдельным видам медицинской помощи, в том числе заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.
В 2010-2012 гг. Правительству Российской Федерации законодатель определил необходимость устанавливать порядок использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта по семнадцати направлениям, в том числе "10) на финансовое обеспечение мероприятий по развитию службы крови». В 2010 году на это направление федеральным бюджетом выделено 6 472 737,8 тысяч рублей "11).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится, в частности V12] организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, организация безвозмездного обеспечения организаций здравоохранения, находя щихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечения за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами». Это единственный случай использования термина «безвозмездный» в Основах законодательства об охране здоровья граждан.
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлено, что:
- расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций донорской кровью и ее компонентами;
- за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в установленном порядке осуществляется медицинская помощь, а также предоставляются медицинские и иные услуги на станциях переливания крови, в центрах крови.
Таким образом, важнейшей задачей службы крови является рациональное расходование бюджетных средств. В службе крови тщательно отслеживается выбраковка крови и списание эритроцитов по сроку годности в центрах крови.
В то же время, неизвестным остается количество эритроцитов, выданных в клинику, но неиспользованных. По данным зарубежных авторов это количество может достигать 83 процентов. Представляется целесообразным оценить долю эритроцитов, выданных из центра крови, но не использованных для переливания, а также выявить факторы, ведущие к списанию эритроцитов в клинике.
Материалы и методы исследования
Оценили списание эритроцитов в 23 клиниках Ивановской области в 2008 году. В клиники разослали специальный опросник, позволяющий оценить масштаб и удаленность клиники, объем хирургической работы, количество полученных, перелитых и списанных эритроцитов, а также врачебный стаж заполнившего анкету врача, ответственного за трансфузионную терапию.
Полученные данные обработали с применением дескриптивных статистик и корреляционного анализа. Независимые выборки сравнивали с использованием t-критерия. Категориальные переменные сравнивали с использованием критерия χ2. Значимость результата констатировали при p-уровне менее 0,05.
Результаты
Выдано в клиники 4290 доз эритроцитов. Перелито 4125 доз (от 1 до 2380 доз). В 12 клиниках списано 165 доз эритроцитов. Поскольку в 11 клиниках списание эритроцитов не проводилось, сопоставили показатели работы клиник, списывающих и не списывающих эритроциты.
Таблица 1
Показатель работы клиник Ивановской области, списывающих (n=12) и не списывающих (n=11) эритроциты
Показатель |
Эритроциты в клинике |
|
Списывали |
Не списывали |
|
Количество коек |
207,3±49,8 |
257,3±109,4 |
Количество хирургических операций в год |
736,8±215,1 |
2279,3±1531,6 |
Расстояние от центра крови до клиники |
33,0±10,8 |
48,0±21,1 |
Врачебный стаж заполнившего анкету |
21,3±3,0 |
29,6±2,5* |
Количество полученных эритроцитов |
96,8±23,0 |
284,4±236,5 |
Количество перелитых эритроцитов, доз |
83,1±21,3 |
284,4±236,5 |
Количество эритроцитов, списанных по сроку хранения, доз |
13,8±4,1 |
0 |
Доля списанных эритроцитов |
16,6±4,8 |
0 |
Примечание: * - p<0,05 между группами
Установлено, что по коечной емкости, удаленности от СПК, объему хирургической работы - эти две группы клиник не отличались.
Единственное выявленное значимое отличие - врачебный стаж ответственных за трансфузионную терапию (t=-2,15; p=0,045). В клиниках, не списывающих эритроциты, у ответственного трансфузиолога врачебный стаж в среднем на 40 % больше, чем в клиниках, списывающих эритроциты.
Рис. 1
Врачебный стаж ответственных за трансфузионную терапию в клиниках, списывающих и не списывающих эритроциты
Обсуждение
Американские центры крови предлагают и центрам крови, и клиникам использовать компьютерную программу «Надлежащее управление запасами» (Appropriate Inventory Management (AIM). Программа позволяет сократить расходы клиники за счет сокращения неиспользуемых запасов, сокращения ненужного применения и сокращения списания крови. В программе выделяют причины списания эритроцитов:
- нарушения при осмотре,
- истекший срок хранения,
- нарушения в работе оборудования,
- смерть пациента, которому предназначены эритроциты,
- отмена заказа,
- неготовность пациента,
- повреждение/нарушение целостности контейнера,
- ненадлежащее обращение,
- ошибки коммуникации.
Рис. 2
На графике представлены данные об объеме и структуре списания эритроцитов в американском госпитале, внедрившем программное обеспечение «Надлежащее управление запасами» (Appropriate Inventory Management (AIM). Слева направо столбики, отражающее списание эритроцитов в марте, апреле и мае (списано от 5 до 10 % эритроцитов), четвертый столбик - среднее значение. Первый столбик справа - списание эритроцитов в образцовом госпитале (списано 2 %) - объекте бенчмаркинга.