О.В. Гришина
Федеральное учреждение здравоохранения «Центр крови Федерального медико-биологического агентства»,
г. Москва
Трансфузиология 3-4, 2009
Возможность донорства крови появилась немногим более ста лет назад - после открытия групп крови, заложившего основу совместимой и безопасной ге-мотрансфузии.Хотя первое на учно обоснованное переливание крови с учетом ее групповой принадлежности было сделано в Советском Союзе 20 июня 1919 г., массовое донорство в нашей стране начало развиваться с 1926 года. Тогда впервые было указано на то, что существенным препятствием к успешному переливанию крови являются трудности рекрутирования доноров. До этого времени в основном для дачи крови привлекались ближайшие родственники пациентов.
Основной курс уже тогда, в самом начале становления службы крови, государством был взят на безвозмездное донорство, которое называли высшей формой гражданского гуманизма и патриотизма.
Были предприняты практические шаги к формированию при лечебных учреждениях доноров-активистов из медперсонала и студентов, стало организовываться плановое донорство. С самого начала донорское движение в нашей стране рассматривалось как особо сознательный товарищеский долг, особо полезная общественная функция и добровольный акт. При этом органами власти всячески подчеркивалось, что донорство почетно, а доноры должны быть окружены заботой и вниманием.
Великая Отечественная война вызвала небывалый подъем, который выражался в желании многих тысяч граждан сдать кровь для нужд фронта.
В течение всей войны число доноров с каждым годом увеличивалось. Центры и станции переливания крови страны работали со значительной перегрузкой. Фронт всегда получал донорскую кровь в необходимом объеме. Организация донорства в учреждениях службы крови выдержала суровый экзамен.
Накопленный в годы войны опыт работы по комплектованию донорских кадров создал условия для расширения донорского движения. Было принято решение о повышении авторитета доноров, введении знаков различия в зависимости от числа кроводач. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июня 1944 г. введен нагрудный знак «Почетный донор СССР», которым стали награждать доноров, многократно сдававших кровь.
В ноябре 1955 г. специальным распоряжением правительства определены права и льготы доноров в виде сохранения среднего заработка за время сдачи крови и предоставления оплачиваемого дня отдыха. Никаких других льгот, кроме упомянутых дней отдыха, ни рядовым донорам, ни почетным, во времена СССР не существовало.
Но была государственная поддержка деятельности общества Красного Креста. Внутри этого общества существовал мощный институт агитаторов и пропагандистов. Представителям первичных организаций Красного Креста устанавливались плановые показатели работы.
Усилия организаторов донорства в 60-70-ые годы прошлого века позволили достичь достаточно высокого уровня многим медицинским дисциплинам: гематологии, онкологии, кардиохирургии, трансплантологии, военно-полевой хирургии и другим.
Однако в последующем, в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, в связи с известными политическими событиями, происходившими в стране, оказалась практически прекращена пропаганда донорства в средствах массовой информации, ликвидирована плановая система организации донорства, почти полностью свернута деятельность Красного Креста, органов управления здравоохранением по привлечению населения к донорству.
Особенно ощутимым дефицит крови стал, когда на фоне достижений науки о переливании крови был сформулирован переход практического здравоохранения на гемокомпонентную терапию, стали активно внедряться новые методы лечебного применения компонентов и препаратов крови.
В этих условиях остро встал вопрос о создании законодательной базы, адекватной целям и задачам развития донорства.
Усилиями Минздравмед-прома России, медицинской и донорской общественности Верховный Совет Российской Федерации 9 июня 1993 года принял действующий и сегодня Закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов». Закон был призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови в новых условиях, обеспечить комплекс социальных, экономических, правовых и медицинских мер по организации донорства и защите прав донора. Согласно Закону донору гарантировались льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, а лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», были установлены особые льготы, подчеркивающие важность заслуг и признательность государства этой категории граждан.
Но уже в начале 21 века, донорство вновь пошло на спад. В его основе - отсутствие государственной политики развития донорства, невыполнение государством обязательств по льготам, предоставляемым донорам, крайне неудовлетворительное финансирование учреждений службы крови. Не испытывая давления со стороны государства, администрации учреждений, на которые ранее производились выезды с целью заготовки крови, стали открыто противодействовать проведению дней донора, а сотрудники, вследствие возможных нареканий руководителей, перестали покидать рабочие места для сдачи крови.
При самоустранении органов государственной власти от решения проблем службы крови донорство в нашей стране, к сожалению, стало делом только больных и врачей, а не делом всего общества. Люди оказались абсолютно не информированы о том, что такое донорство крови. В связи с отсутствием у здравоохранения средств на агитацию и пропаганду донорства, об острой потребности донорской крови большинству нашего населения становилось известно только тогда, когда беда постучала в дом - близкий человек попадает на операционный стол, у жены тяжелые роды, ребенку необходимы многочисленные переливания.
Россия стремительно стала отставать от ведущих западных стран по количеству доноров, по объемам заготовки крови. Особенно остро дефицит донорской крови стал ощущаться в мегаполисах, крупных клинических и научных центрах. В сочетании с устареванием и износом оборудования в учреждениях службы крови, отсутствием вертикали управления речь можно было вести о системном кризисе.
В этих условиях неприятие неотложных и действенных мер, направленных на координацию и реформирование государственного регулирование деятельностью службы крови, могло привести к необратимым последствиям для всей системы здравоохранения страны.
Учитывая стратегическое значение службы крови, была поставлена под угрозу система национальной безопасности России. К счастью, нам удалось остановить развитие событий по негативному сценарию. Два года назад была принята разработанная и предложенная Федеральным медико-биологическим агентством масштабная государственная программа развития службы крови (текст программы - для служебного пользования), направленная на переоснащение и модернизацию учреждений, заготавливающих кровь, создание единой информационной базы и развитие массового донорства.
Почему количество доноров в нашей стране упало до критически низкой отметки? Как вернуть былое уважение званию донора? В каком направлении нам двигаться дальше? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы были проведены масштабные социологические исследования.
Оказалось, что идея донорства в социальном сознании сегодня достаточно легка для восприятия и популярна. Никуда не ушло понятие милосердия, помощи ближнему. В массовом сознании, у половины людей основная мотивация стать донором - не зарабатывание денег, а именно желание помочь ближнему.
Результаты исследования лишний раз укрепили нас в убеждении: лишь всесторонне информированный, сознательный, нравственно и физически здоровый человек, искренне стремящийся помочь, способен стать полноценным донором.
В течение 2008 года впервые в истории России, в рамках программы была проведена консолидированная кампания, включающая в себя рекламные акции, тренинги, профессиональные форумы, десятки других мероприятий. Выраженные в оригинальной и доходчивой форме идеи авторов и реализаторов программы смогли донести до наших соотечественников значимость донорства, информировать о великодушии, благородстве, добродетели людей, сдающих кровь, призвать к состраданию и гуманизму, сумели достучаться до самого сердца.
Благодаря программе удалось скоординировать и объединить усилия самых разных людей: представителей власти, врачей, доноров, волонтеров, общественных деятелей. Проведение программы вызвало небывалый общественный резонанс. Она буквально всколыхнула общество, помогла вовлечь в донорское движение людей, которые никогда ранее даже не представляли себя в качестве донора.
Свою непосредственную задачу - разбудить общество - программа выполнила, но сегодня мы с вами должны решить, как нам поступать дальше? Ведь проблема пока окончательно не решена.
Как показывают данные опросов, 35% сограждан заявляют о том, что уже были донорами, порядка 20% населения России декларируют возможность стать донорами. Но при этом реальное количество доноров чуть более одного процента.
Необходимо на государственном уровне выработать некие устойчивые механизмы, чтобы сделать постоянной готовность нашего населения к регулярным актам помощи ближним через донорство. Эта задача намного интереснее и важнее, чем разовые, хотя и усиленные профессиональные кампании.
Работа по привлечению доноров требует колоссальных усилий: прямого рекрутинга, взаимодействия с работодателями, органами государственной власти всех уровней, поддержания постоянного контакта с донорами, содержания донорских баз. Это огромный труд. Мировой опыт говорит, что с таким объемом работы учреждениям службы крови не справиться. Поэтому просто необходимо активное включение в нашу работу общественных и волонтерских объединений, молодежных организаций.
Несмотря на несомненный позитив, нельзя не остановиться на некоторых шероховатостях и недостатках в реализации прошлогодней программы.
Более тщательно, на наш взгляд, следовало бы подойти к созданию текста и рисунка на футболках, раздаваемых донорам в качестве поощрения.
Не очень ярко, а в итоге - не очень хорошо была проведена телевизионная рекламная кампания. Донорство - это в чистом виде пропаганда. Если людям четко сказать о том, что их кровь нужна больным людям, нужна больницам - они придут. Реклама должна быть прямой пропагандой. С хорошими историями, хорошим креативом.
Говоря об участии государства в вопросах управления службой крови, хотела бы обратить внимание на опыт зарубежных коллег. Дело в том, что в подавляющем большинстве ведущих западных стран - Франции, Италии, Великобритании служба крови достаточно жестко централизована. Ее характерные признаки - плановое развитие и организация работы под общественным контролем, достаточное и прозрачное бюджетное финансирование, единая вертикаль управления и стандарты качества. Основной вектор в развитии массового донорства - опора на безвозмездное донорство.
При этом безвозмездное донорство для государства не бесплатно. Например, в Италии государство платит деньги общественной организации, - Итальянской ассоциации безвозмездных доноров крови (AVIS), - которая тратит их на пропаганду, создание положительных мотиваций у здоровых людей. В этой ситуации снижается риск сокрытия у потенциальных доноров возможных противопоказаний, а значит, кровь становится более безопасной.
Накопленный опыт работы с почетными донорами свидетельствует, что многие доноры, получив звание «Почетный донор России», сдают кровь уже не так регулярно или прекращают донации вообще.
Поэтому ФМБА России предложило дополнительно стимулировать лиц, многократно сдававших кровь, посредством награждения государственной наградой. В России в ближайшее время должна появиться медаль «Донорская слава». Мы надеемся, что уже в скором времени донорам, подарившим десяткам людей жизнь, станут торжественно вручать эту медаль.
Служба крови Федерального медико-биологического агентства выступила еще с одной инициативой. Внесено предложение дополнить ведомственный приказ, регламентирующий порядок направления в санатории, и включить в число лиц, имеющих право на бесплатное санаторно-курортное лечение в здравницах ФМБА России, регулярных безвозмездных доноров.
Усилия, затрачиваемые государством для решения проблем службы крови, без сомнения позволят значительно повысить эффективность нашей отрасли на благо здоровья всех жителей России.