М.В. Зарубин¹, Н.В. Курносов¹, М.Е. Зазнобов¹, Е.Б. Жибурт²
¹ ГБУЗ «Иркутская областная станция переливания крови», г. Иркутск
² ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва
Трансфузиология №2, 2015
Резюме
В статье проведен анализ современных практик управления запасами компонентов крови, системы управления запасами эритроцитсодержащих компонентов крови в Иркутской области, разработаны региональные принципы управления запасами эритроцитов.
Ключевые слова: эритроциты, запас, управление, служба крови.
Введение
Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова (2014) в обращении к участникам VII Всероссийского форума службы крови акцентировала внимание на необходимости совершенствования управления запасами компонентов крови: «В связи с уникальностью ресурса крови и его естественной ограниченностью главным требованием является не наращивание заготовки крови и ее компонентов, а прежде всего оптимизация управления донорским потенциалом и запасами крови, разработка и внедрение принципов рационального применения компонентов крови по обоснованным показаниям» [1].
Адекватное управление ресурсами и использованием крови включает разработку системы и порядка практической деятельности по инвентаризации запасов крови, анализу ее потребления; оно способствует эффективному применению ресурсов гемотрансфузионных средств [2].
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 года № 278н (в ред. Приказа Минздрава России от 01.10.2012 № 338н) одной из функций СПК является обеспечение организаций здравоохранения компонентами крови. Для осуществления этой функции в структуре СПК рекомендуется предусматривать экспедицию с центром управления запасами компонентов крови (далее – экспедиция) [3].
Нормативными документами принципы управления запасами компонентов крови в настоящее время не регламентированы, кроме того, отсутствуют как ответственность поставщика за непоставку необходимых трансфузионных сред, так и территориальная система управления запасами компонентов крови [5].
Организация и содержание работы СПК службы крови должны быть нацелены на обеспечение текущей потребности лечебных учреждений, замкнутых на СПК, в компонентах и препаратах крови, исходя из современных принципов гемотрансфузионной терапии; а также поддержание готовности к работе в любых чрезвычайных условиях, в том числе и для обеспечения раненых в военных конфликтах [6].
В США цели заготовки донорской крови определяются при анализе местного использования крови и донорской базы. В зависимости от общественной необходимости и географического положения центры крови могут импортировать кровь, экспортировать или самообеспечиваться [2]. Для российской действительности характерна низкая кооперация между учреждениями службы крови [7].
Центр крови в США может обеспечивать поставку медицинским организациям компонентов крови не только по договору прямого возмещения с поставщиком (центр крови не контролирует использование крови после доставки, а издержки за кровь с истекшим сроком хранения оплачивает больница), но и по договору отправки, когда кровь остается под его контролем до переливания, а больница производит оплату только в случае использования дозы. В соответствии с этим договором больницы могут обеспечиваться дозами с длительным сроком хранения. При приближающемся истечении срока хранения неиспользованные дозы возвращают в центр крови для восполнения кредита и повторной выдачи в близлежащие больницы-пользователи с большей коечной емкостью. Это уменьшает размеры общего регионального списания крови, и как правило, центр крови берет на себя затраты по списанию крови с истекшим сроком хранения [2]. В российской практике в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется безвозмездно в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации для медицинских организаций, образовательных организаций, научных организаций, подведомственных соответственно федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации для медицинских организаций субъекта Российской Федерации, медицинских организаций уполномоченных органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи [8]. Обеспечение федеральных медицинских организаций компонентами крови осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2013 года № 674 «Об утверждении Правил безвозмездного обеспечения медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования». Финансовое обеспечение расходов, связанных с безвозмездным обеспечением донорской кровью, осуществляется организациями донорства крови на заготовку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови за счет субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае если эти организации являются бюджетными или автономными, или в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций указанных организаций, в случае если организации являются казенными учреждениями [9]. Фактически же в настоящее время федеральные медицинские организации при обеспечении их компонентами крови учреждениями службы крови субъекта Российской Федерации оплачивают поставленные компоненты крови, что создает неравные условия в обеспечении компонентами крови федеральных медицинских организаций и медицинских организаций субъекта Российской Федерации. Кроме того, наличие полномочий по организации и финансированию заготовки донорской крови и ее компонентов у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления создает сложности в управлении запасами компонентов крови как на региональном, так и на межрегиональном уровне.
В США при острой нехватке компонентов крови региональные центры крови и больницы могут запрашивать кровь из других центров крови непосредственно или через национальные и мультицентровые организации. Общепринято делиться излишком запаса, а программы обмена кровью облегчают взаимосвязь. Служба Национального обмена крови (АБКК) является посредником между учреждениями с недостатком крови и теми, в которых имеется ее избыток [2]. В России обмен компонентами крови между различными регионами не является общепринятым и на его пути имеется много барьеров. По словам руководителя ФМБА России В.В. Уйбы, «сейчас, чтобы в случае необходимости, например чрезвычайной ситуации, передать кровь из одного субъекта в другой, требуется издать ряд правительственных постановлений, что создает большие проблемы». Для устранения данных про- белов предлагается создать федеральную службу крови [10].
Для преодоления сезонных спадов центры крови и службы крови в США, привлекающие доноров, разрабатывают совместно планы рекрутирования доноров для обеспечения работы. При возможности большие заготовки планируются накануне выходных дней [2]. Подобная работа с общественны- ми организациями и предприятиями осуществляется и в России.
Использование консервантов крови, увеличивающих срок хранения эритроцитов до 42 дней, повышает гибкость составления плана донаций и способствует снижению доли доз с истекшим сроком хранения [11]. В России до сих пор производится заготовка эритроцитной массы в больших объемах. Так, в 2013 году в Российской Федерации заготовлено 212001,17 литра эритроцитной массы [12]. В Иркутской области в 2014 году осуществлен переход на производство эритроцитной взвеси без лейкотромбослоя, обеспечивший повышение управляемости запасами эритроцитов в регионе.
В Республике Беларусь регламентировано наличие в экспедиции эритроцитной массы с учетом группы и резус-принадлежности донорской крови в размере 4-дневного запаса на станциях переливания крови и 3-дневного за-
паса в отделениях переливания крови организаций здравоохранения от потребности закрепленных на обеспечение организаций здравоохранения [13].
Во всем мире организации службы крови используют средства массовой информации – телевидение, радио и газеты для информации общественности о потребности в крови [2]. В настоящее время медийные ресурсы активно используются для обеспечения деятельности службы крови России.
В 2001 году Служба крови Великобритании создала Схему управления запасами крови (BSMS) с целью улучшения понимания динамики запасов компонентов крови в центрах крови и госпиталях. Информация вводится через сайт BSMS [www.bloodstocks.co.uk] и используется в режиме реального времени всеми участниками программы. Внедрение централизованной схемы управления запасами позволило существенно сократить списание
компонентов крови [7].
Наиболее актуальным и сложным является управление запасами эритроцитсодержащих компонентов крови, поскольку они лимитируются не только спросом, но и относительно небольшим сроком хранения. Управление запасами компонентов крови должно осуществляться как на уровне поставщика, так и на уровне потребителя. В России не регламентирована оценка динамики как заготовки крови, так и уровня запасов трансфузионных сред [7]. В этой связи разработка принципов управления запасами эритроцитов представляется актуальной.
Цель исследования: на основании анализа современных практик управления запасами компонентов крови разработать региональные принципы управления запасами эритроцитсодержащих компонентов крови.
Материалы и методы
Проведен анализ современных практик управления запасами компонентов крови, а также системы управления запасами эритроцитсодержащих компонентов в Иркутской области на основании отраслевой статистической отчетности, бухгалтерской отчетности учреждений службы крови Иркутской области, отчетности экспедиции ИОСПК за 2012–2014 годы. Разработаны региональные принципы управления запасами эритроцитов.
Статистическая обработка результатов проведена с использованием дескриптивных статистик при уровне значимости p < 0,05.
Результаты и обсуждение
Служба крови Иркутской области представлена пятью станциями переливания крови: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутская областная станция переливания крови» (ГБУЗ «ИОСПК») с филиалами в г. Саянске и г. Шелехове, Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ангарская областная станция переливания крови» (ОГБУЗ «АОСПК»), Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Усольская областная станция переливания крови» (ОГБУЗ «УОСПК»), Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Братская областная станция переливания крови» (ОГБУЗ «БОСПК») с филиалами в п. Энергетик и г. Тулуне, Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Усть-Илимская областная станция переливания крови» (ОГБУЗ «УИОСПК»).
Целью усовершенствования управления запасами эритроцитов в Иркутской области являлось повышение обеспеченности медицинских организаций региона эритроцитсодержащими компонентами крови и уменьшение потерь эритроцитов вследствие истечения срока годности. Основными точками приложения усилий по повышению эффективности логистики эритроцитов являлись: ежедневный мониторинг запасов компонентов крови в медицинских организациях службы крови Иркутской области с учетом фенотипа и потребления компонентов крови медицинскими организациями региона, организация планового пополнения запасов компонентов крови путем обмена между организациями службы крови региона на основании договоров безвозмездной поставки компонентов крови, планирование заготовки компонентов крови с учетом имеющихся запасов, формирование запасов компонентов крови в медицинских организациях региона, а также проведение в случае необходимости экстренных мероприятий по пополнению запаса компонентов крови.
Для оперативного управления запасами компонентов крови в пределах региона, экспедицией ГБУЗ «ИОСПК» был организован ежедневный сбор и анализ информации о запасах компонентов крови в медицинских организациях службы крови Иркутской области в соответствии с модифицированной формой № 424/у (табл. 1).
Кроме того, производится мониторинг данных об объеме выданных компонентов крови, плановых и экстренных заявках медицинских организаций.
Для учреждений службы крови Иркутской области определены целевые показатели количества компонентов крови, готовых к выдаче, в дозах с учетом ежедневного потребления медицинских организаций зоны обслуживания в объеме не менее 3–7-дневного обеспечения. Для каждой СПК определяется минимальный запас эритроцитсодержащих компонентов крови: ИОСПК – 200 доз, АОСПК – 100 доз, УОСПК – 70 доз, БОСПК – 100 доз, УИОСПК – 50 доз.
Между организациями службы крови области организован плановый взаимообмен компонентами крови с учетом региональной специфики. Наибольшее потребление компонентов крови характерно для медицинских организаций областного центра. Организации службы крови Иркутской области условно разделены на зоны «юг» (Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Саянск) и «север» (Усть-Илимск, Братск). В 2014 году организована плановая поставка эритроцитсодержащих компонентов крови из Ангарска, Усолья-Сибирского и Саянска в Иркутск и из Усть-Илимска в Братск по истечении 10–14 дней после заготовки. Переход Иркутской области на производство эритроцитной взвеси без лейкотромбослоя не только повысил качество производимых эритроцитсодержащих компонентов, но и расширил возможности для управления запасами эритроцитов в связи с большим сроком хранения эритроцитной взвеси.
В 2015 году для Ангарска, Усолья-Сибирского, Саянска и Усть-Илимска определен нулевой целевой показатель по списанию эритроцитсодержащих компонентов крови. Кроме того, организована плановая заготовка эритроцитсодержащих компонентов с наиболее востребованным фенотипом для Иркутска в филиалах ГБУЗ «ИОСПК», а также в ОГБУЗ «Ангарская ОСПК», ОГБУЗ «Усольская ОСПК». В случае необходимости осуществляется поставка компонентов крови в обратном направлении. Периодичность передвижения служебного транспорта по маршруту «Иркутск – Саянск – Усолье - Сибирское – Иркутск» – 3 раза в неделю. Обмен компонентами крови между Братском и Усть-Илимском производится 1 раз в неделю.
Работа по формированию и поддержанию запаса компонентов крови в медицинских организациях региона, осуществляющих медицинскую деятельность по трансфузиологии, проводится как в связи со вступлением в силу приказа Минздрава РФ от 19 июля 2013 г. № 478н «Об утверждении норматива запаса донорской крови и (или) ее компонентов, а также порядка его формирования и расходования», так и в связи с географическими особенностями региона (большая площадь территории и неравномерная заселенность) [14].
Детские медицинские организации, медицинские организации родовспоможения, а также медицинские организации, находящиеся на значительном удалении от поставщика компонентов крови, обеспечиваются компонентами крови с большим сроком хранения (максимально «свежими»). Во всех остальных случаях применяется принцип «First in – first out» [15].
Для повышения эффективности использования эритроцитов детскими медицинскими организациями организовано их производство в детской дозировке.
Осуществляется поддержание запаса криоконсервированных эритроцитов редких фенотипов.
Выдача эритроцитов в медицинские организации осуществляется по фенотипу, при отсутствии эритроцитов указанного в заявке фенотипа выдаются эритроциты с учетом совместимости фенотипов, при экстренных заявках с учетом совместимости по группе крови системы АВ0 и резус-антигену D.
При необходимости осуществляется размораживание эритроцитов, имеющихся в криобанке.
При снижении запасов компонентов крови, а также в случае экстренной необходимости проводятся следующие мероприятия: поставка компонентов крови из других организаций службы крови Иркутской области; работа со СМИ по привлечению доноров; вызов доноров по телефону; организация дополнительных выездных донорских мероприятий.
При достаточных запасах эритроцитов в экспедиции управление запасами осуществляется уже на этапе заготовки донорской крови и ее компонентов: уменьшение количества выездных донорских мероприятий, переориентация доноров на донорство плазмы и тромбоцитов. В связи с тем что в выездных условиях производятся только донации крови, невозможно заготавливать только донорскую кровь востребованных фенотипов. В этой связи функцию регулировки структуры запасов эритроцитов по фенотипу выполняет донорский отдел головного учреждения службы крови Иркутской области – ГБУЗ «ИОСПК». В зависимости от востребованности эритроцитов с данным фенотипом определяется вид донации. Ни одному донору, пришедшему на станцию переливания крови, при отсутствии противопоказаний к донорству в донации не отказывается.
В результате проводимых мероприятий по совершенствованию управления запасами эритроцитов отмечается увеличение среднемесячного ежедневного запаса эритроцитов в экспедиции ИОСПК (табл. 2).
Особенно важно, что повысился ежедневный запас резус-отрицательных эритроцитов (табл. 3).
Помесячная динамика среднемесячного ежедневного запаса эритроцитов в экспедиции ГБУЗ «ИОСПК» в 2014 году, когда проводились основные мероприятия по оптимизации управления запасами эритроцитов, представлена в табл. 4.
При этом производство эритроцитсодержащих компонентов крови службой крови Иркутской области даже несколько снизилось (табл. 5).
Динамика выдачи эритроцитов экспедицией ГБУЗ «ИОСПК» в медицинские организации представлена в табл. 6. Прослеживается увеличение выдачи эритроцитов экспедицией ГБУЗ «ИОСПК».
При этом на фоне стабильного ежедневного запаса эритроцитов уменьшено количество выездных донорских мероприятий (табл. 7). Данная тенденция продолжается и в 2015 году.
На этапе внедрения системы управления запасов в Иркутской области наблюдалось небольшое увеличение списания эритроцитсодержащих компонентов, что было связано с несогласованностью на начальном этапе между учреждениями службы крови региона (табл. 8).
Но в январе 2015 года списание эритроцитов по сроку годности уменьшилось в 2,3 раза. Работа по совершенствованию взаимодействия между организациями службы крови Иркутской области продолжается.
Наиболее важным в системе управления запасами эритроцитов в Иркутской области является не только отсутствие неудовлетворенных заявок медицинских организаций, но и то, что в 2012–2014 годы не было зарегистрировано случаев отмены плановых операций по причине отсутствия крови, а 95% всех заявок носили плановый характер. Работа по совершенствованию системы управления запасами эритроцитов в Иркутской области в настоящее время продолжается.
Заключение
Таким образом, на основании анализа современных практик управления запасами компонентов крови, а также деятельности службы крови Иркутской области в этом направлении сформулированы региональные принципы управления запасами эритроцитсодержащих компонентов крови:
1. Ежедневный сбор и анализ информации о запасах компонентов крови в медицинских организациях службы крови Иркутской области.
2. Определение целевого минимального запаса эритроцитсодержащих компонентов крови для каждого учреждения службы крови и ежедневное управление его объемом.
3. Осуществление планового пополнения запасов компонентов крови путем обмена между организациями службы крови.
4. Организация плановой заготовки эритроцитсодержащих компонентов с наиболее востребованным фенотипом для Иркутска в филиалах ГБУЗ «ИОСПК», а также в ОГБУЗ «Ангарская ОСПК», ОГБУЗ «Усольская ОСПК». Регулировка структуры запаса эритроцитов по фенотипу донорскими отделами организаций службы крови на основании обратной связи с экспедицией и под управлением головной организации.
5. Формирование и поддержание запаса компонентов крови в медицинских организациях региона, осуществляющих медицинскую деятельность по трансфузиологии.
6. Производство эритроцитной взвеси без лейкотромбослоя и отказ от производства эритроцитной массы.
7. Обеспечение детских медицинских организаций эритроцитсодержащими компонентами в детской дозировке.
8. Обеспечение компонентами крови с большим сроком хранения (максимально «свежими») детских медицинских организаций, медицинских организаций родовспоможения, а также медицинских организаций, находящихся на значительном удалении от поставщика компонентов крови. Применение принципа «First in – first out».
9. Поддержание запаса криоконсервированных эритроцитов.
10. Утверждение нулевых целевых показателей списания эритроцитсодержащих компонентов по сроку годности для филиалов ИОСПК, а также в АОСПК, УОСПК (компоненты крови направляются по истечении 10–14 дней хранения в г. Иркутск), УИОСПК (компоненты крови направляются по исте- чении 10–14 дней хранения в г. Братск).
11. При снижении запасов эритроцитов, а также в случае экстренной необходимости проведение следующих мероприятий: поставка компонентов крови из других организаций службы крови Иркутской области; работа со СМИ по привлечению доноров; вызов доноров по телефону; организация дополнительных выездных донорских мероприятий.
12. При увеличении запасов эритроцитов проведение следующих мероприятий: уменьшение количества выездных донорских мероприятий, переориентация доноров на донорство плазмы и тромбоцитов.
Литература
1. Министр Вероника Скворцова направила приветствие участникам VII Всероссийского форума Службы крови, 2014. – http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/11/21/2136-ministrveronika- skvortsova-napravila-privetstvie-uchastnikam-vii-vserossiyskogo-foruma-sluzhby-krovi- 02.02.2015.
2. Техническое руководство американской ассоциации банков крови / В. Венгелен-Тайлер, К. Бенсон, Р.Д. Бранч и др. – Милан: Европейская школа трансфузионной медицины, 2000. – 1056 с.
3. Об утверждении требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, и перечня оборудования для их оснащения: Приказ Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 года № 278н (ред. от 01.10.2012).
4. Об утверждении форм первичной медицинской документации для учреждений службы крови: Приказ Минздрава СССР от 07 августа 1985 года № 1055 (ред. от 08.10.2002).
5. Жибурт Е.Б., Клюева Е.А., Губанова М.Н. Негосударственные поставщики компонентов крови для переливания // Трансфузиология. – 2010. – Т. 11, № 2. – С. 23–27.
6. Сидоркевич С.В., Калеко С.П., Жибурт Е.Б. К вопросу о совершенствовании организации работы станции переливания крови // Трансфузиология. – 2000. – Т. 1, № 1. – С. 28–46.
7. Жибурт Е.Б., Тазаев В.Н., Голосова С.А. Объективизация управления запасами гемокомпонентов // Менеджер здравоохранения. – 2004. – № 12. – С. 50–54.
8. О донорстве крови и ее компонентов: Федеральный закон от 20 июля 2012 года № 125- ФЗ (ред. от 04.06.2014).
9. Об утверждении Правил безвозмездного обеспечения медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования: Постановление Правительства РФ от 06 августа 2013 года № 674 // www.pravo.gov.ru – 2013.
10. В России может быть учреждена медаль донорской славы, 2013. – http://www.yadonor.ru/news_4720.htm. – 02.02.2015.
11. Жибурт Е.Б. Бенчмаркинг заготовки и переливания крови: руководство для врачей / Е.Б. Жибурт. – Химки: Российская академия естественных наук, 2009. – 366 с.
12. Чечеткин А.В., Данильченко В.В., Григорьян М.Ш., Макеев А.Б., Воробей Л.Г. Деятельность учреждений службы крови Российской Федерации в 2013 году // Трансфузиология. – 2014. – Т. 15, № 3. – С. 4–14.
13. Об упорядочении обеспечения компонентами крови организаций здравоохранения: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 ноября 2009 года № 1080 // http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic08/text623.htm.
14. Зарубин М.В., Курносов Н.В., Жибурт Е.Б. Формирование запаса компонентов крови в Иркутской области // Вестник службы крови России. – 2014. – № 3. – С. 9–13.
15. Жибурт Е.Б., Шестаков Е.А., Караваев А.В. Возможное сокращение срока годности эритроцитов и управление их запасами в клинике // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. – 2011. – Т. 6, № 3. – С. 29–31.