Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Негосударственные поставки компонентов крови для переливания
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК. Импакт-фактор РИНЦ - 0,696

Негосударственные поставки компонентов крови для переливания

Е.Б. Жибурт, Е.А. Клюева, М.Н. Губанова, А.В. Караваев, Е.А. Шестаков


Кафедра трансфузиологии и проблем переливания крови Института усовершенствования врачей
Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова, г. Москва

 

Трансфузиология № 2, 2010

 

Введение
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуги финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится «организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, организация безвозмездного обеспечения организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечения за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами».
Во всех субъектах Российской Федерации есть центры, заготавливающие кровь. Избыток крови, невостребованный региональными клиниками, можно продавать федеральным и негосударственным организациям. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится «организация обеспечения донорской кровью и ее компонентами, федеральных организаций здравоохранения».
Центры, заготавливающие кровь, есть в системе Минобороны России и ФМБА России. В системе Минздравсоцразвития России, МВД, Росавиации, а также РАМН и РАН самостоятельных центров крови нет.
Соответственно, подведомственные этим органам клиники должны кровь закупать.
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов отнесены к прерогативам государственных организаций.
В 2007 году появился новый вид медицинской деятельности - «Работы (услуги) по транспортировке донорской крови и ее компонентов». Тем самым было легализовано возможное участие негосударственных организаций и частных лиц в доставке крови в клиники.
Представляет интерес оценить практику поставок компонентов донорской крови негосударственными организациями - государственным заказчикам.

Материалы и методы
На сайте Казначейства России (http://reestrgk.roskazna.ru/index.php) изучен Реестр государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов в 2008 году и первой половине 2009 года.

Результаты
Установлено, что кровь по государственным заказам в указанный период поставляли пять негосударственных организаций: четыре общества с ограниченной ответственностью
(ООО) - из Владимира, Москвы, Тольятти и Тулы, а также негосударственное учреждение здравоохранения (НУЗ) из Саратова (табл. 1).

Таблица 1
Закупки компонентов крови у негосударственных структур в 2008-2009 гг.

Поставщик МЗСР РАМН МВД РАН УДП Росавиа Всего
НУЗ, Саратов 4 3   1 1 1 10
ООО, Тольятти 1 2         3
ООО, Владимир 1 0         1
ООО, Тула 1 1 1       3
ООО, Москва 0 1         1
Всего 6* 6* 1 1 1 1  

Примечание: * - одна организация покупала кровь у двух поставщиков

 

Государственными заказчиками выступили 16 учреждений здравоохранения, расположенные в Москве: учреждения Минздравсоцразвития России и РАМН - по 6, МВД России,
Управления делами Президента Российской Федерации, Росавиации и РАН - по 1. 14 организаций закупали компоненты крови только у одного поставщика, еще две клиники - у двух поставщиков.
В течение полутора лет коммерческие компании реализовали московским клиникам компонентов крови на сумму более двухсот миллионов рублей (табл. 2), что приблизительно равно стоимости 2 % компонентов крови, заготовленных в стране и бюджету 3-5 станций переливания крови первой категории.

Таблица 2
Характеристики конкурсов на закупку компонентов крови у негосударственных структур в 2008-2009 гг.

Наименование Кол-во
Конкурсов
Сумма Среднее Медиана Минимум Максимум Ст.
Отклонение
Ст.
Ошибка
НУЗ (Саратов 24 136148877 5672870 3252250 478764 15900000 5623530 1147898
ООО (Тольятти) 9 55934982,64 6214998 6500800 1800000 12993100 3695858 1231953
ООО (Москва) 5 3825624 765125 499686 398200 1214840 412537 184492
ООО (Тула) 4 3209168,8 489473 495507 466976 499900 15522 7761
ООО (Владимир) 4 1957890,2 489473 495507 466976 499900 15522 7761
Всего 46 201076542,64 4371229 1550000 249120 15900000 4911750 724198

 

Всего проведено 46 конкурсов. В среднем, в результате одного конкурса было закуплено компонентов крови на 4371 тыс. руб. (95 % доверительный интервал - 2913 - 5830 тыс. руб.) (рис.).

Цена конкурсных закупок компонентов крови у негосударственных поставщиков в 2008-2009 гг.

Обсуждение
Принято считать, что «На сегодняшний день в нашей стране не хватает донорской крови. Это связано с тем, что за последние десять лет число доноров сократилось с 4 до 1,8 млн человек. То есть на тысячу человек приходится 13 - 14 доноров при общепризнанной норме не менее 40. При этом более чем в половине субъектов РФ это соотношение достигает 7 - 9 доноров на тысячу человек. В связи с этим российские клиники обеспечены препаратами крови на 40% от нормы, а препаратами плазмы - на 10%. В значительной степени эту недостачу приходится покрывать приобретением препаратов крови и плазмы за рубежом».
Но ведь страна неоднородна. Там, где много клиник - кровь нужна. Там, где клиник мало - кровь не востребована. В целом по России не выдается в клиники и списывается более 20 процентов эритроцитов. Очевидна потребность совершенствования логистики крови.

Рыночные механизмы продажи результатов труда организаций, заготавливающих кровь, позволяют создать избыток компонентов крови в регионе и продать этот избыток. При этом частные компании чрезвычайно локальны и основная территория страны не входит в сферу их деятельности. Поэтому справедливо говорить лишь о зачатках рынка компонентов крови в России.

Участие коммерческих компаний в поставках компонентов донорской крови позволило обеспечить эффективную работу федеральных клиник. Участие коммерческих компаний в закупке компонентов донорской крови в региональных учреждениях позволило реализовать резервы рекрутирования доноров и производительности труда, повысить зарплату персонала.

Но есть и проблемы. Основные из них - проблема качества и контроля качества.
Очевидна цель бизнеса - получение прибыли

Законом определено условие конкурсной закупки - низкая цена. При этом низкая себестоимость компонента крови может быть сопряжена с его низким качеством, что ведет к риску снижения эффективности и безопасности трансфузионной терапии.

Обычными требованиями к участникам конкурса являются:

 

  • Обеспечение условий хранения и транспортировки в соответствии с утвержденными нормативными документами;
  • Сопровождение каждой партии товара документами качества, соответствующими требованиям действующей нормативно-технической документации.

Действующими в России нормативами не определены допустимые колебаниям температуры трансфузионных сред при транспортировке, необходимость мониторинга температуры трансфузионных сред при транспортировке и т.д. Орган, выдавший лицензию на транспортировку крови, в субъекте Российской Федерации, не контролирует результат транспортировки крови в другом субъекте Российской Федерации.

Заключение
Российское законодательство предполагает продажу компонентов крови федеральным и негосударственным организациям здравоохранения.
На основе государственного заказа частными поставщиками продается около 2 % компонентов крови в стране. Рыночные механизмы стимуляции труда организаций, заготавливающих кровь, позволяют создать избыток компонентов донорской крови в регионе и реализовать этот на коммерческих условиях. Продажа компонентов крови коммерческими компаниями - работающий механизм обеспечения трансфузиологической помощи в федеральных клиниках.
 Необходимо разработать и внедрить меры гарантии качества компонентов крови, поставляемых коммерческими компаниями. Для этого необходимо стандартизовать:

  • технические требования к крови и ее компонентам;
  • порядок транспортировки крови и ее компонентов.

Благодарность
Авторы сердечно благодарят С.К. Сидорова за техническую помощь.