Е.Б. Жибурт, Е.А. Клюева, М.Н. Губанова, А.В. Караваев, Е.А. Шестаков
Кафедра трансфузиологии и проблем переливания крови Института усовершенствования врачей
Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова, г. Москва
Трансфузиология № 2, 2010
Введение
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуги финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится «организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, организация безвозмездного обеспечения организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечения за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами».
Во всех субъектах Российской Федерации есть центры, заготавливающие кровь. Избыток крови, невостребованный региональными клиниками, можно продавать федеральным и негосударственным организациям. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится «организация обеспечения донорской кровью и ее компонентами, федеральных организаций здравоохранения».
Центры, заготавливающие кровь, есть в системе Минобороны России и ФМБА России. В системе Минздравсоцразвития России, МВД, Росавиации, а также РАМН и РАН самостоятельных центров крови нет.
Соответственно, подведомственные этим органам клиники должны кровь закупать.
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов отнесены к прерогативам государственных организаций.
В 2007 году появился новый вид медицинской деятельности - «Работы (услуги) по транспортировке донорской крови и ее компонентов». Тем самым было легализовано возможное участие негосударственных организаций и частных лиц в доставке крови в клиники.
Представляет интерес оценить практику поставок компонентов донорской крови негосударственными организациями - государственным заказчикам.
Материалы и методы
На сайте Казначейства России (http://reestrgk.roskazna.ru/index.php) изучен Реестр государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов в 2008 году и первой половине 2009 года.
Результаты
Установлено, что кровь по государственным заказам в указанный период поставляли пять негосударственных организаций: четыре общества с ограниченной ответственностью
(ООО) - из Владимира, Москвы, Тольятти и Тулы, а также негосударственное учреждение здравоохранения (НУЗ) из Саратова (табл. 1).
Таблица 1
Закупки компонентов крови у негосударственных структур в 2008-2009 гг.
Поставщик | МЗСР | РАМН | МВД | РАН | УДП | Росавиа | Всего |
НУЗ, Саратов | 4 | 3 | 1 | 1 | 1 | 10 | |
ООО, Тольятти | 1 | 2 | 3 | ||||
ООО, Владимир | 1 | 0 | 1 | ||||
ООО, Тула | 1 | 1 | 1 | 3 | |||
ООО, Москва | 0 | 1 | 1 | ||||
Всего | 6* | 6* | 1 | 1 | 1 | 1 |
Примечание: * - одна организация покупала кровь у двух поставщиков
Государственными заказчиками выступили 16 учреждений здравоохранения, расположенные в Москве: учреждения Минздравсоцразвития России и РАМН - по 6, МВД России,
Управления делами Президента Российской Федерации, Росавиации и РАН - по 1. 14 организаций закупали компоненты крови только у одного поставщика, еще две клиники - у двух поставщиков.
В течение полутора лет коммерческие компании реализовали московским клиникам компонентов крови на сумму более двухсот миллионов рублей (табл. 2), что приблизительно равно стоимости 2 % компонентов крови, заготовленных в стране и бюджету 3-5 станций переливания крови первой категории.
Таблица 2
Характеристики конкурсов на закупку компонентов крови у негосударственных структур в 2008-2009 гг.
Наименование | Кол-во Конкурсов |
Сумма | Среднее | Медиана | Минимум | Максимум | Ст. Отклонение |
Ст. Ошибка |
НУЗ (Саратов | 24 | 136148877 | 5672870 | 3252250 | 478764 | 15900000 | 5623530 | 1147898 |
ООО (Тольятти) | 9 | 55934982,64 | 6214998 | 6500800 | 1800000 | 12993100 | 3695858 | 1231953 |
ООО (Москва) | 5 | 3825624 | 765125 | 499686 | 398200 | 1214840 | 412537 | 184492 |
ООО (Тула) | 4 | 3209168,8 | 489473 | 495507 | 466976 | 499900 | 15522 | 7761 |
ООО (Владимир) | 4 | 1957890,2 | 489473 | 495507 | 466976 | 499900 | 15522 | 7761 |
Всего | 46 | 201076542,64 | 4371229 | 1550000 | 249120 | 15900000 | 4911750 | 724198 |
Всего проведено 46 конкурсов. В среднем, в результате одного конкурса было закуплено компонентов крови на 4371 тыс. руб. (95 % доверительный интервал - 2913 - 5830 тыс. руб.) (рис.).
Цена конкурсных закупок компонентов крови у негосударственных поставщиков в 2008-2009 гг.
Обсуждение
Принято считать, что «На сегодняшний день в нашей стране не хватает донорской крови. Это связано с тем, что за последние десять лет число доноров сократилось с 4 до 1,8 млн человек. То есть на тысячу человек приходится 13 - 14 доноров при общепризнанной норме не менее 40. При этом более чем в половине субъектов РФ это соотношение достигает 7 - 9 доноров на тысячу человек. В связи с этим российские клиники обеспечены препаратами крови на 40% от нормы, а препаратами плазмы - на 10%. В значительной степени эту недостачу приходится покрывать приобретением препаратов крови и плазмы за рубежом».
Но ведь страна неоднородна. Там, где много клиник - кровь нужна. Там, где клиник мало - кровь не востребована. В целом по России не выдается в клиники и списывается более 20 процентов эритроцитов. Очевидна потребность совершенствования логистики крови.
Рыночные механизмы продажи результатов труда организаций, заготавливающих кровь, позволяют создать избыток компонентов крови в регионе и продать этот избыток. При этом частные компании чрезвычайно локальны и основная территория страны не входит в сферу их деятельности. Поэтому справедливо говорить лишь о зачатках рынка компонентов крови в России.
Участие коммерческих компаний в поставках компонентов донорской крови позволило обеспечить эффективную работу федеральных клиник. Участие коммерческих компаний в закупке компонентов донорской крови в региональных учреждениях позволило реализовать резервы рекрутирования доноров и производительности труда, повысить зарплату персонала.
Но есть и проблемы. Основные из них - проблема качества и контроля качества.
Очевидна цель бизнеса - получение прибыли
Законом определено условие конкурсной закупки - низкая цена. При этом низкая себестоимость компонента крови может быть сопряжена с его низким качеством, что ведет к риску снижения эффективности и безопасности трансфузионной терапии.
Обычными требованиями к участникам конкурса являются:
- Обеспечение условий хранения и транспортировки в соответствии с утвержденными нормативными документами;
- Сопровождение каждой партии товара документами качества, соответствующими требованиям действующей нормативно-технической документации.
Действующими в России нормативами не определены допустимые колебаниям температуры трансфузионных сред при транспортировке, необходимость мониторинга температуры трансфузионных сред при транспортировке и т.д. Орган, выдавший лицензию на транспортировку крови, в субъекте Российской Федерации, не контролирует результат транспортировки крови в другом субъекте Российской Федерации.
Заключение
Российское законодательство предполагает продажу компонентов крови федеральным и негосударственным организациям здравоохранения.
На основе государственного заказа частными поставщиками продается около 2 % компонентов крови в стране. Рыночные механизмы стимуляции труда организаций, заготавливающих кровь, позволяют создать избыток компонентов донорской крови в регионе и реализовать этот на коммерческих условиях. Продажа компонентов крови коммерческими компаниями - работающий механизм обеспечения трансфузиологической помощи в федеральных клиниках.
Необходимо разработать и внедрить меры гарантии качества компонентов крови, поставляемых коммерческими компаниями. Для этого необходимо стандартизовать:
- технические требования к крови и ее компонентам;
- порядок транспортировки крови и ее компонентов.
Благодарность
Авторы сердечно благодарят С.К. Сидорова за техническую помощь.