Эмми Арнольд и Шеннон Лейн
Трансфузиология №1, 2013
Целью всего исследования является получение знаний для лучшего понимания предмета изучения или представляющего интерес феномена. Исторически сложилось так, что область трансфузионной медицины основывается на знаниях, полученных с помощью количественных исследований, применяющихся для изучения клинических вопросов и улучшения клинического результата. В действительности количественные методы, особенно рандомизированные контролируемые исследования, послужили основой в данной области для ключевых научных открытий и научно-технического прогресса. Однако в области трансфузионной медицины в ряде случаев в вопросах, затрагивающих изучение человеческого поведения и опыта, нельзя дать ответ с помощью количественного метода. На эти вопросы можно ответить, прибегнув к методам качественного исследования. Но что же такое качественное исследование? И как методологии качественного исследования могут применяться в области трансфузионной медицины?
В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы с помощью:
Определения качественного исследования
Выявления и описания ключевых методологий и методов
Объяснения, как проводить качественное исследование
Приведения примеров, как метод качественного исследования может применяться в области трансфузионной медицины и смежных с ней областях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
«Качественное» - собирательное понятие, при котором группируются подходы к научному исследованию, которые имеют схожие характеристики. Качественные подходы исходят из убеждения, что реальность – это социальная конструкция и что социальные, культурные и индивидуальные аспекты здоровья имеют такое же значение, как и биомедицинские аспекты. Качественное исследование имеет скорее интерпретивистский нежели позитивистский характер, который позволяет разъясняющим концептам и теориям выявляться из имеющихся данных скорее индуктивным методом, а не дедуктивным при проверке априорной гипотезы. Первостепенной задачей, лежащей в основе любого качественного исследования, является изучение и понимание смысла, который участники вкладывают в создание их собственного мира и опыта, а также возможность понять и объяснить, почему участники ведут себя определенным образом в конкретной ситуации (например, почему они могут принять решение не соблюдать режим приема препаратов).
Различия между понятиями методология и методы были освещены в области качественных исследований, где методология имеет отношение к теории, которая лежит в основе исследований, а методы – к техническим средствам, которые используются для проведения исследований и сбора данных. Наиболее популярные методологии, используемые в качественном исследовании, охватывают феноменологию, обоснованную теорию, описание единичного случая и этнографию. Каждая методология содержит отдельное или комбинированное использование ряда методов исследования, таких как индивидуальное интервью, группа опрашиваемых, метод включенного наблюдения и/или обзор документации. Эти методологии и ключевые составляющие каждой из них представлены в таблице 1.
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИИ
Феноменология – это подход, при котором исследуют значение жизненного опыта отдельных личностей, задавая вопросы, такие как «Каково это иметь определенный опыт? В чем суть этого специфического опыта?». Чтобы это понять и описать явление во всей его полноте, ученые пытаются проникнуть во внутренний мир личностей и проанализировать данные, сводя воедино различные кругозоры разных индивидуумов. Пример феноменологического подхода в области трансфузионной медицины основан Фицджеральдом и его коллегами, которые рассматривали переливание крови с позиции пациента, получающего лечение. Результаты изучения были использованы, чтобы увеличить результаты из более раннего количественного вопросника, с целью дать более глубокое представление об опыте получателей крови и их мнении о переливании крови.
Обоснованная теория – методология, через призму которой теория разрабатывается индуктивно из имеющихся данных. Сбор данных и анализ происходят одновременно, пока исследователи не будут удовлетворены тем, что никаких новых идей не появляется. Данные анализируются посредством определения тем внутри имеющихся данных с конечной целью развития концептуальной модели или теории для объяснения изучаемого явления. Абстрактная обоснованная теория не предполагает знакомства с изучаемым явлением. Это, как правило, не типичная ситуация в клинических условиях, т. к. обычно существуют некоторые первоначальные знания об изучаемом явлении. По этой причине модифицированная обоснованная теория чаще используется в клинических исследованиях – подход, который признает некоторые знания в этой области, но, в то же время, сохраняет систематические процедуры методологии обоснованной теории.
Примером подхода модифицированной обоснованной теории может служить исследование Уиткера и коллег, в котором рассматривался опыт постоянного воздержания от донорской деятельности и при котором была разработана концептуальная модель для объяснения опыта и внесения предложений по улучшению.
Клиницисты хорошо знакомы с описанием единичного случая, который широко распространен в медицине как способ освещения определенного интересного или непростого клинического случая. В качественном исследовании методология единичного клинического случая сосредоточивается на отдельной единице, случае или ряде нескольких случаев. Однако пограничных случаев, как правило, больше, например, программа клинического исследования группы людей, у которых одно и то же заболевание. Целью является доскональное исследование и понимание случая во всей его комплексности ретроспективно, в текущий момент времени или за определенный временной период. В исследовании определенного случая используются различные методы такие, как интервью, анализ документации и метод наблюдения; однако количественные методы такие, как опросы, также могут быть включены.
В области трансфузионной медицины Aase и его команда в региональном норвежском госпитале использовали подход исследования определенного случая для изучения глубины вопроса о безопасности пациента. Используя методы как количественного, так и качественного исследования, авторы выявили, что проблемы безопасности пациентов, обнаруженные в процессе исследования, были актуальны для всех клинических отделений и департаментов, включая отделение трансфузионной медицины. Эти выводы подтверждаются результатами других исследований в этой области и заставляют авторов обратить внимание тех, кто работает в трансфузионной медицине, на возможность ошибок, которые происходят за пределами лаборатории.
КАК ПРОВОДЯТСЯ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Различные методы могут использоваться для сбора данных в качественных исследованиях. Наиболее популярные – метод интервью, метод фокус-групп, обзора документов и метод включенного наблюдения. Интервью обычно проводятся в индиви- дуальном порядке между обученным интервьюером и опрашиваемым, по возможности проводится при личной встрече, либо по телефону. Интервью могут быть структурированы – то есть интервьюер передвигается по списку запланированных вопросов, либо полуструктурированы, т.е. имеется план проведения интервью – список вопросов с вариантами ответов либо тем, которые хочет затронуть интервьюер, и которые позволяют разговору перейти в русло непредвиденных, но схожих областей. Фокус-группы групповые интервью, которые проводит специально обученный координатор. Фокус-группы дают возможность участникам совместно вырабатывать идеи и являются эффективным методом создания данных, одновременно глубоких и широких по масштабу. Группы варьируются по размеру, но обычно состоят из 6–8 человек. В медицинских исследованиях участники, как правило, выбираются целенаправленно в зависимости от их опыта в изучаемом явлении. В связи с тем, что иногда бывает трудно организовать фокус-группу, особенно когда потенциальные участники географически рассредоточены, некоторые исследователи начали экспериментировать с проведением фокус-групп по Интернету – либо в режиме реального времени, либо асинхронно с использованием мест для размещения стендовых докладов. Интервью и фокус-группы записываются на аудио-кассеты, а затем дословно расшифровываются. Все идентификаторы удаляются и заменяются псевдонимами или кодами (пр., Участник 1, Больница Х).
В отличие от методов интервью и фокус-групп, которые призваны собирать данные, основанные на том, что люди говорят, метод включенного наблюдения предоставляет исследователю возможность собирать данные, основанные на том, что люди в действительности делают. Для начала исследователь должен определить и получить доступ к условиям и окружающей среде, которые они хотели бы наблюдать. На основании вопроса исследования условия выбираются целенаправленно, и доступ к ним, как правило, осуществляется через «контролера» (человека, который санкционирует исследование). Исследователь наблюдает и систематически записывает все, что про- исходит в окружающей обстановке и имеет отношение к проблеме исследования. Эти наблюдения затем отражаются в подробных полевых записках. Хотя с помощью такого метода можно получить очень полные данные и понимание трудных ситуаций, метод отнимает много времени и может быть дорогостоящим. На пути перехода к активным действиям могут возникнуть вопросы, имеющие отношение к информированному согласию, которые должны быть тщательно проработаны. Обзор документации подразумевает сбор и анализ данных из письменных материалов или визуальных средств, таких, как письма, видео, газетные сообщения, фотографии, отчеты, директивные документы и т.п. Проблема исследования должна обеспечить направление в определении пунктов отчета, но выбор документации должен быть обусловлен прагматическими обстоятельствами, такими, как доступность, время и средства. Существуют различные способы проведения обзора документации; однако, наиболее популярный способ – разработка стандартной формы с учетом критериев добычи и сбора определенной информации. Затем эти данные подвергаются анализу и интерпретации в соответствии с проблематикой исследования. В дополнение к качественному обзору данных документации эти данные могут быть проанализированы количественно (т.е. подсчитывается, сколько раз использовалась какая-либо фра- за и сравнивается с частотой использования других фраз). Во второй статье этой короткой серии будут обсуждаться управление и анализ качественных данных и вопросы выборки, этики и ригидности.