Что Вы больше предпочитаете: электронную или печатную версию журнала "Трансфузиология"?

Электронную
Печатную

Система Orphus журнала Трансфузиология

Опыт и перспективы государственного регулирования проблем донорства крови

О.В. Гришина

Федеральное учреждение здравоохранения «Центр крови Федерального медико-биологического агентства»,

г. Москва

Трансфузиология 3-4, 2009

 

Возможность донорства крови появилась немногим более ста лет назад - пос­ле открытия групп крови, заложившего основу сов­местимой и безопасной ге-мотрансфузии.Хотя первое на учно обос­нованное переливание крови с учетом ее групповой при­надлежности было сделано в Советском Союзе 20 июня 1919 г., массовое донорство в нашей стране начало раз­виваться с 1926 года. Тогда впервые было указано на то, что существенным препятс­твием к успешному перелива­нию крови являются трудно­сти рекрутирования доноров. До этого времени в основ­ном для дачи крови привле­кались ближайшие родствен­ники пациентов.

Основной курс уже тогда, в самом начале становления службы крови, государством был взят на безвозмездное донорство, которое называ­ли высшей формой граждан­ского гуманизма и патрио­тизма.

Были   предприняты   практические шаги к формирова­нию при лечебных учрежде­ниях доноров-активистов из медперсонала и студентов, стало организовываться пла­новое донорство. С самого начала донорское движение в нашей стране рассматривалось как особо сознательный товарищеский долг, особо полезная об­щественная функция и доб­ровольный акт. При этом органами власти всячески подчеркивалось, что донорс­тво почетно, а доноры долж­ны быть окружены заботой и вниманием.

Великая Отечественная война вызвала небывалый подъем, который выражал­ся в желании многих тысяч граждан сдать кровь для нужд фронта.

В течение всей войны чис­ло доноров с каждым го­дом увеличивалось. Центры и станции переливания кро­ви страны работали со значи­тельной перегрузкой. Фронт всегда получал донорскую кровь в необходимом объ­еме. Организация донорства в учреждениях службы кро­ви выдержала суровый экза­мен.

Накопленный в годы войны опыт работы по комплекто­ванию донорских кадров со­здал условия для расширения донорского движения. Было принято решение о повыше­нии авторитета доноров, вве­дении знаков различия в зави­симости от числа кроводач. Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 24 июня 1944 г. введен нагруд­ный знак «Почетный донор СССР», которым стали на­граждать доноров, много­кратно сдававших кровь.

В ноябре 1955 г. специ­альным распоряжением пра­вительства определены пра­ва и льготы доноров в виде сохранения среднего зара­ботка за время сдачи кро­ви и предоставления оплачи­ваемого дня отдыха. Никаких других льгот, кроме упомя­нутых дней отдыха, ни рядо­вым донорам, ни почетным, во времена СССР не сущес­твовало.

Но была государствен­ная поддержка деятельности общества Красного Креста. Внутри этого общества су­ществовал мощный институт агитаторов и пропагандистов. Представителям первичных организаций Красного Крес­та устанавливались плановые показатели работы.

Усилия организаторов донорства в 60-70-ые годы про­шлого века позволили до­стичь достаточно высокого уровня многим медицинским дисциплинам: гематологии, онкологии, кардиохирургии, трансплантологии, военно-полевой хирургии и другим.

Однако в последующем, в конце восьмидесятых - нача­ле девяностых годов прошло­го века, в связи с известными политическими событиями, происходившими в стране, оказалась практически пре­кращена пропаганда донорс­тва в средствах массовой ин­формации, ликвидирована плановая система организа­ции донорства, почти полно­стью свернута деятельность Красного Креста, органов управления здравоохранени­ем по привлечению населе­ния к донорству.

Особенно ощутимым де­фицит крови стал, когда на фоне достижений науки о пе­реливании крови был сфор­мулирован переход практи­ческого здравоохранения на гемокомпонентную терапию, стали активно внедряться но­вые методы лечебного при­менения компонентов и пре­паратов крови.

В этих условиях остро встал вопрос о создании за­конодательной базы, адек­ватной целям и задачам раз­вития донорства.

Усилиями Минздравмед-прома  России,  медицинской и донорской общественности Верховный Совет Российской Федерации 9 июня 1993 года принял действующий и сегод­ня Закон Российской Феде­рации «О донорстве крови и ее компонентов». Закон был призван урегулировать отно­шения, связанные с развити­ем донорства крови в новых условиях, обеспечить комп­лекс социальных, экономи­ческих, правовых и меди­цинских мер по организации донорства и защите прав до­нора. Согласно Закону доно­ру гарантировались льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоро­вья, а лицам, награжденным нагрудным знаком «Почет­ный донор России», были ус­тановлены особые льготы, подчеркивающие важность заслуг и признательность го­сударства этой категории граждан.

Но уже в начале 21 века, донорство вновь пошло на спад. В его основе - отсутс­твие государственной поли­тики развития донорства, не­выполнение государством обязательств по льготам, предоставляемым донорам, крайне неудовлетворитель­ное финансирование учреж­дений службы крови. Не ис­пытывая давления со стороны государства, администрации учреждений, на которые ра­нее производились выезды с целью заготовки крови, стали открыто противодейство­вать проведению дней доно­ра, а сотрудники, вследствие возможных нареканий руко­водителей, перестали поки­дать рабочие места для сда­чи крови.

При самоустранении орга­нов государственной власти от решения проблем служ­бы крови донорство в нашей стране, к сожалению, ста­ло делом только больных и врачей, а не делом всего об­щества. Люди оказались аб­солютно не информированы о том, что такое донорство крови. В связи с отсутствием у здравоохранения средств на агитацию и пропаганду до­норства, об острой потреб­ности донорской крови боль­шинству нашего населения становилось известно только тогда, когда беда постуча­ла в дом - близкий человек попадает на операционный стол, у жены тяжелые роды, ребенку необходимы много­численные переливания.

Россия стремительно ста­ла отставать от ведущих за­падных стран по количеству доноров, по объемам заго­товки крови. Особенно ост­ро дефицит донорской крови стал ощущаться в мегаполи­сах, крупных клинических и научных центрах. В сочетании с устареванием и износом оборудования в учреждениях службы крови, отсутствием вертикали    управления    речь можно было вести о систем­ном кризисе.

В этих условиях неприятие неотложных и действенных мер, направленных на коор­динацию и реформирование государственного регулиро­вание деятельностью служ­бы крови, могло привести к необратимым последствиям для всей системы здравоох­ранения страны.

Учитывая стратегическое значение службы крови, была поставлена под угрозу система национальной безо­пасности России. К счастью, нам удалось ос­тановить развитие событий по негативному сценарию. Два года назад была принята разработанная и предложен­ная Федеральным медико-биологическим агентством масштабная государственная программа развития служ­бы крови (текст программы - для служебного пользова­ния), направленная на пере­оснащение и модернизацию учреждений, заготавливаю­щих кровь, создание единой информационной базы и раз­витие массового донорства.

Почему количество доно­ров в нашей стране упало до критически низкой отметки? Как вернуть былое уваже­ние званию донора? В каком направлении нам двигаться дальше? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы были проведены масштабные социологические исследова­ния.

Оказалось, что идея до­норства в социальном созна­нии сегодня достаточно легка для восприятия и популярна. Никуда не ушло понятие ми­лосердия, помощи ближне­му. В массовом сознании, у половины людей основная мотивация стать донором - не зарабатывание денег, а именно желание помочь ближнему.

Результаты исследования лишний раз укрепили нас в убеждении: лишь всесторон­не информированный, созна­тельный, нравственно и фи­зически здоровый человек, искренне стремящийся по­мочь, способен стать полно­ценным донором.

В течение 2008 года впер­вые в истории России, в рам­ках программы была про­ведена консолидированная кампания, включающая в себя рекламные акции, тренинги, профессиональные форумы, десятки других мероприятий. Выраженные в оригиналь­ной и доходчивой форме идеи авторов и реализаторов программы смогли донес­ти до наших соотечественни­ков значимость донорства, информировать о великоду­шии, благородстве, доброде­тели людей, сдающих кровь, призвать к состраданию и гу­манизму, сумели достучать­ся до самого сердца.

Благодаря программе уда­лось скоординировать и объ­единить усилия самых разных людей: представителей влас­ти, врачей, доноров, волонте­ров, общественных деятелей. Проведение программы вы­звало небывалый обществен­ный резонанс. Она буквально всколыхнула общество, по­могла вовлечь в донорское движение людей, которые никогда ранее даже не пред­ставляли себя в качестве до­нора.

Свою непосредственную задачу - разбудить обще­ство - программа выполнила, но сегодня мы с вами долж­ны решить, как нам поступать дальше? Ведь проблема пока окончательно не решена.

Как показывают данные опросов, 35% сограждан за­являют о том, что уже были донорами, порядка 20% на­селения России деклариру­ют возможность стать доно­рами. Но при этом реальное количество доноров чуть бо­лее одного процента.

Необходимо на государс­твенном уровне выработать некие устойчивые механиз­мы, чтобы сделать постоян­ной готовность нашего насе­ления к регулярным актам помощи ближним через до­норство. Эта задача намно­го интереснее и важнее, чем разовые, хотя и усиленные профессиональные кампании.

Работа по привлечению до­норов требует колоссальных усилий: прямого рекрутинга, взаимодействия с работода­телями, органами государс­твенной власти всех уровней, поддержания постоянного контакта с донорами, содер­жания донорских баз. Это ог­ромный труд. Мировой опыт говорит, что с таким объ­емом работы учреждениям службы крови не справиться. Поэтому просто необходимо активное включение в нашу работу общественных и во­лонтерских объединений, мо­лодежных организаций.

Несмотря на несомнен­ный позитив, нельзя не оста­новиться на некоторых ше­роховатостях и недостатках в реализации прошлогодней программы.

Более тщательно, на наш взгляд, следовало бы подойти к созданию текста и рисунка на футболках, раздаваемых донорам в качестве поощре­ния.

Не очень ярко, а в итоге - не очень хорошо была про­ведена телевизионная рек­ламная кампания. Донорство - это в чистом виде пропаган­да. Если людям четко сказать о том, что их кровь нужна больным людям, нужна боль­ницам - они придут. Реклама должна быть прямой пропа­гандой. С хорошими истори­ями, хорошим креативом.

Говоря об участии госу­дарства в вопросах управ­ления службой крови, хоте­ла бы обратить внимание на опыт зарубежных коллег. Дело в том, что в подав­ляющем большинстве веду­щих западных стран - Фран­ции, Италии, Великобритании служба крови достаточно жестко централизована. Ее характерные признаки - пла­новое развитие и организа­ция работы под обществен­ным контролем, достаточное и прозрачное бюджетное фи­нансирование, единая верти­каль управления и стандарты качества. Основной вектор в развитии массового донорс­тва - опора на безвозмезд­ное донорство.

При этом безвозмезд­ное донорство для государс­тва не бесплатно. Например, в Италии государство платит деньги общественной орга­низации, - Итальянской ассо­циации безвозмездных доно­ров крови (AVIS), - которая тратит их на пропаганду, со­здание положительных мо­тиваций у здоровых людей. В этой ситуации снижает­ся риск сокрытия у потенци­альных доноров возможных противопоказаний, а значит, кровь становится более бе­зопасной.

Накопленный опыт работы с почетными донорами свидетельствует, что многие до­норы, получив звание «По­четный донор России», сдают кровь уже не так регулярно или прекращают донации во­обще.

Поэтому ФМБА России предложило дополнитель­но стимулировать лиц, мно­гократно сдававших кровь, посредством награждения государственной наградой. В России в ближайшее вре­мя должна появиться медаль «Донорская слава». Мы на­деемся, что уже в скором времени донорам, подарив­шим десяткам людей жизнь, станут торжественно вручать эту медаль.

Служба крови Федераль­ного медико-биологическо­го агентства выступила еще с одной инициативой. Внесе­но предложение дополнить ведомственный приказ, рег­ламентирующий порядок на­правления в санатории, и включить в число лиц, имею­щих право на бесплатное са­наторно-курортное лечение в здравницах ФМБА России, регулярных безвозмездных доноров.

Усилия, затрачиваемые государством для решения проблем службы крови, без сомнения позволят значитель­но повысить эффективность нашей отрасли на благо здо­ровья всех жителей России.




Все статьи 

Научно-практический журнал «Трансфузиология» © 2012-
Категория 16+
Использование материалов «Трансфузиология» разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права защищены.